Мар
30

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов: их отличия

Author Remontnik    Category Статьи     Tags

Эксплуатация электрооборудования предусматривает постоянную необходимость контролировать как процесс работы устройств, так и их техническое состояние. Что напрямую и вменяется балансодержателю или подрядчику п.1.6.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Так как трансформаторы являются основными агрегатами в системе по своей стоимости и значимости после генераторов на электростанциях, о них и пойдет речь.  По  части технического обслуживания и ремонтных работ выделяют две категории: текущий и капитальный ремонт трансформаторов, которые мы далее и рассмотрим более детально.

Содержание

  1. Текущий ремонт трансформаторов
  2. Капитальный ремонт трансформаторов
  3. Отличия

Текущий ремонт трансформаторов

Следует отметить, что перечень выполняемых работ определяется заводскими или отраслевыми инструкциями, указаниями, технологическими картами и т.д., но их положения не могут вступать в противоречие с ПТЭЭП.

Тем не менее, общими чертами для текущего ремонта трансформатора являются следующие операции:

  • технический осмотр, во время которого необходимо
    выявлять внешние дефекты и принимать меры к их устранению;
  • механическая чистка стенок и крышки баков, пазов или
    трубок радиаторов, изоляторов и т.д.;
  • удаление засорителей из бака, как правило, весь мусор
    собирается внизу, поэтому откручивая заглушку из расширителя или основного бака
    трансформатора, они вытекут в первую очередь;
  • определение уровня масла по показаниям стрелки или
    положению в маслоуказательном стекле, сравнение высоты с окружающей
    температурой, при необходимости, доливка;
  • проверка хода крановой и запорной арматуры;
  • если масляный бак имеет отдельные радиаторы, их также
    проверяют на плотность, герметичность, отсутствие потеков;
  • в объеме текущего ремонта для силовых масляных
    трансформаторов производят проверку газовых защит;

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов: их отличия

Проверка газового реле

  • при наличии выхлопных труб, осматривают состояние
    мембраны на наличие срабатывания;
  • проверка и испытание масла – пробой, химический
    анализ, проверка температуры вспышки;
  • электрические испытания обмоток и других элементов
    силового трансформатора, проверка качества контактов, подтяжка болтов.

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов: их отличия

Проверка болтовых соединений

Для тех моделей трансформаторов, которые содержат регулировочные устройства (РПН, ПБВ), необходимо осуществлять и регламентные работы на регуляторах. Сюда входят всевозможные прокрутки, опробования защит и т.д.

У трансформаторов с принудительным обдувом или другими системами принудительного охлаждения, производятся ремонты и испытания соответствующего оборудования. Для электрических двигателей проверяется состояние изоляции, в системах водного охлаждения трансформатора – герметичность.

Для большинства агрегатов, включая измерительные, производится замена или сушка имеющегося в фильтрах селикагеля. Такими же манипуляциями охватываются маслонаполненные ввода. Перед началом каждой смены выполняется осмотр этих фильтров для контроля за состоянием селикагеля в них.

Капитальный ремонт трансформаторов

Как и в вопросах текущего ремонта, основные позиции капитального также диктуются типом конкретного агрегата и его конструктивными особенностями.

Однако основными положениями для капремонта трансформаторов включают в себя:

  • вскрытие трансформатора – сначала сливается масло ниже
    уровня крышки, хотя бы на 20 – 30см, затем после вскрытия масляного агрегата
    может извлекаться магнитпровод с обмотками;

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов: их отличия

Вскрытие бака

  • осмотр обмоток на предмет выявления повреждений изоляции, сухой трансформатор осматривать легче, но эта процедура выполняется обязательно, при выявлении межвитковых замыканий, нагаров и прочих производят ремонт или замену обмотки;
  • ремонт крышки и крышевых элементов – изоляторов, выводов, фильтров, осушителей, кранов, выхлопных труб и т.д.;
  • ремонт силовых трансформаторов предусматривает проверку расклинивания и фиксации катушек на ярме, при необходимости их подклинивают и принудительно распирают;
  • для масляных трансформаторов производится очистка жидкого диэлектрика, а при неудовлетворительных результатах анализов, его полная замена;
  • обслуживание силовых трансформаторов в объеме капитального ремонта подразумевает устранение трещин или полную замену труб, радиаторов системы охлаждения, установку новых прокладок и т.д.;
  • механическая очистка от краски и нанесение нового слоя покрасочного материала;
  • проверка состояния дополнительных приборов;
  • разборка активной части с последующей сушкой ее элементов;
  • проверка параметров работы – коэффициента трансформации, групп соединения обмоток, тока и потерь холостого хода,
  •  испытание силовых цепей в приборе, проверка изоляции обмоток, измерение тангенса диэлектрических потерь и т.д.

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов: их отличия

Электрические испытания

В некоторых ситуациях, когда при ремонте электрооборудования отсутствует возможность достать ярмо электрической машины, допускается производить капитальный ремонт с внешним осмотром. Но при этом полностью должно сливаться масло из бака для обеспечения доступа к обмоткам.

Силовые агрегаты после капитального ремонта с полной или частичной заменой обмоток обязательно подвергаются принудительной сушке, невзирая на данные, полученные при испытаниях.

Отличия

Все виды работ, обязательные для выполнения предписываются п.2. Приложение 3 ПТЭЭС как для текущего, так и для капитального ремонта трансформатора. Однако между ними существуют серьезные отличия, текущий ремонт не требует вскрытия бака, в то время, как при капитальном эта процедура выполняется обязательно.

По периодичности испытаний, текущее обслуживание должно производиться ежегодно, а вот капитальный ремонт имеет другую периодичность. После ввода в работу его производят только через 12 лет, но руководствуются при этом данными испытаний, если какие-либо параметры выходят за рамки допустимых отклонений, капремонт может выполняться и раньше. Далее периодичность капремонта выполняется каждые 6 лет, если другое не устанавливается отраслевыми или местными нормативными документами.

Прокомментировать

Рубрики

Это вы еще не читали

Биржа ссылок Gogetlinks
Биржа статей Webartex